8 ступеней йоги: путь к совершенству

Для многих из нас йога начинается с асан. Для некоторых — на асанах она не заканчивается, трансформируя вслед за телом образ мыслей, поведение, желания и отношения к окружающему миру. Что делает йогу такой могущественной, и почему для многих она становится не просто занятием, но стилем жизни?

Во II веке до н. э. индийский мудрец и философ Патанджали написал знаменитый трактат «Йога-сутры», который и по сей день считается одним из базовых источников знаний о классической йоге. В своем труде Патанджали скомпилировал и систематизировал всю информацию о йоге, известную на тот момент. Конечно, с тех пор прошли века, и йога претерпела немалые изменения, сместив акцент с духовной практики и паранормальных способностей на поддержание здоровья и телесную практику. Однако принципы йоги, которые Патанджали зафиксировал в своем трактате, остаются неизменными и сегодня. Это принципы известны как «8 ступеней йоги»: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Последовательно передвигаясь от одной ступени к другой, развиваясь и достигая совершенства в каждой из них, вы можете достичь состояния «читта-вритти-ниродха» – говоря по-простому, состояния, когда ваше сознание кристально чисто и свободно от волнений и тревог.

Ступень 1 – Яма (уважение к другим, самоконтроль)

На этом этапе мы стремимся обрести здоровое тело, разум, баланс, которые достигаются путем соблюдения определенных правил воздержания: ненасилие (Ахимса), правдивость (Сатья), неприсвоение чужого (Астея), умеренность в потребностях (Апариграха), контроль над желаниями (Брахмачарья). Яма означает «смерть», и тут речь идет о смерти Эго — оно не должно укреплять и расти. Соблюдение принципов Ямы позволяет сэкономить массу энергии и жизненных сил. Так что, если у вас есть избыток сил, здоровья и энергии, значит первая ступень пройдена.

Ступень 2 – Нияма (соблюдение требований)

По сути, Нияма – это свод правил, на которых выстраивается система внутренних ценностей. Эта ступень также содержит пять принципов: чистота разума, речи и внешнего вида (Шауча), удовлетворенность (Сантоша), самодисциплина (Тапас), самопознание (Свадхъяя), следования своему Пути и посвящение действий Единому (Ишвара-пранидхана). По большому счету, с Ямой и Ниямой знаком каждый, даже если он не практикует йогу. Просто в народе они носят иное название – морально-этические нормы, заповеди и т.п. Большую их часть мы и так соблюдаем, и даже не потому, что хотим достичь просветления, а потому, что по-другому существовать в этом мире нельзя.

Ступень 3 – Асана (устойчивая удобная поза)

В контексте «Йога-сутр» Патанджали под асаной подразумевается медитативная поза, в которой можно практиковать все остальные ступени. Однако для того, чтобы Падмасана стала для вас удобной, придется хорошенько попрактиковаться. Прорабатывая тело в асанах, мы не только укрепляем мышцы, но и снимаем застарелые блоки и зажимы, мешающие управлять и перенаправлять энергию в теле. А без этого не удастся освоить следующую ступень.

Ступень 4 – Пранаяма (прана – «энергия», яма – «контроль»)

Когда первые три ступени пройдены и вы ощущаете себя в гармонии с окружающим пространством, можно приступить к развитию более тонкого баланса через пранаяму. Это своего рода специальная дыхательная гимнастика, с помощью которой можно научиться управлять энергией за счет использования и сочетания различных типов дыхания. Пранаяма дает нам контроль над умом – чем медленнее и глубже дыхание, тем спокойнее ум. Это достаточно мощная практика, поэтому начинать ее изучение лучше под руководством опытного наставника, чтобы не навредить здоровью.

Ступень 5 – Пратьяхара (отвлечение от внешних влияний)

Эта ступень является переходной от внешних практик к внутренним. Суть ее заключается в том, что мы перестаем реагировать на объекты чувств, перенося внимание на осознавание внутренних процессов. Важно, что мы не подавляем чувства, а берем их под контроль, обращаем сознание внутрь себя, оставаясь наблюдающими, не вовлекаясь при этом в происходящие вокруг процессы. Согласно Патанджали, освоение пратьяхары ведет к полному господству над чувствами.

 

Ступень 6 – Дхарана (концентрация, сосредоточение ума)

Цель этой практики — развить однонаправленность ума, состояние, при котором он полностью собран в одну точку, что позволяет в полной мере постичь объект концентрации. Сам объект может быть как внешним, так и внутренним: пламя, звук, образ, дыхание и т.д. Чтобы практика концентрации проходила эффективно, ум нужно держать расслабленным и одновременно собранным, что довольно сложно осуществить на практике. Но результат того стоит: освоив дхарану вы научитесь объективно воспринимать реальность, видеть вещи такими, какие они есть на самом деле.

Ступень 7 – Дхьяна (созерцание, медитация)

Основное различие между Дхараной и Дхьяной состоит в том, что во время Дхараны наше сознание сосредоточено на объекте, а при наступлении Дхьяны, вы уже не прикладываете усилий для концентрации. Видящий и видимый объединяются, сводя «на нет» оппозицию «субъект-объект». Остается только отраженный образ этого объекта как фокус однонаправленности. Итогом практики является то, что в сознании не остается ничего индивидуального, личного, и оно обретает всеобъемлющую универсальность.

Ступень 8 – Самадхи (целостность, внутренняя собранность)

Состояние самадхи – это состояние сверхсознания, просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания и происходит полное растворение в бытии. При этом временные или пространственные рамки биологического тела перестают ощущаться. Самадхи позволяет постичь истину и прекратить все виды страданий. Вот только достичь этого состояния нельзя ни усилием воли, ни сильным желанием. Самадхи приходит и развивается только с опытом, после освоения предыдущих ступеней, начиная с практик Ямы, Ниямы, переходя к занятиям Асанами и Пранаямой, и, в конце концов, практикам Самьямы (Дхарана, Дхьяна, Самадхи).

Если вы дочитали до этого места, значит теперь вы знаете, в чем истинная суть йоги. Если при этом все вышеперечисленное кажется вам нереальным или по крайней мере труднодостижимым, не отчаивайтесь – это не так. Людей, которые успешно продвигаются по восьмиступенчатому пути йоги, очень много (и вы, скорее всего, тоже принадлежите к их числу). Тех, кому удалось достичь Самадхи, меньше, зато вы знаете, чем заняться в ближайшие годы. Дорогу осилит идущий!